ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТК 150


6 октября 2017 года приказом № 2131 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был создан технический комитет № 150 «Метрополитены» (ТК 150).
Предпосылкой к созданию ТК 150 стало то, что существующая нормативно-техническая база в области железнодорожного транспорта в полной мере не охватывает деятельность метрополитенов, а в некоторых случаях и вовсе ее не учитывает. Исторически в СССР и метрополитены, и железные дороги когда-то подчинялись одному центру – Министерству путей сообщения СССР, в составе которого с 1 января 1976 года работало Главное управление метрополитенов.

В 1992 году, уже в России, метрополитены были возвращены в ведение местных органов власти. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.1992 № 4 организации и предприятия Московского метрополитена были переданы в муниципальную собственность с сохранением за ними «предприятий железнодорожного статуса». Позднее Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, принятый в 2002 году, не содержал упоминаний о метро, и, таким образом, метрополитены оказались в свободном плавании вне общегосударственного нормативного поля, встав на собственный «нежелезнодорожный» путь. Каждый метрополитен пошел отдельным, обусловленным городом своего нахождения и его административными особенностями путем.

Стоит отметить также отсутствие четкой регламентации термина «метрополитен» в нормативных документах РФ, что на практике вызывало разногласия при определении необходимости проведения обязательной сертификации продукции, как в случае с железнодорожной отраслью, где действуют технические регламенты.
Вопрос терминологии решился 30 декабря 2018 года со вступлением в силу Федерального закона №442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором метрополитен определен как «вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам». Это означает выделение метрополитенов в отдельную категорию транспорта, функционирование которой должно быть обеспечено самостоятельной и полноценной нормативно-технической базой, что определило цель деятельности ТК 150.


Высшее руководство Московского метрополитена, утвердив «Миссию, видение и политику в области качества и технической безопасности» в 2014 году, взяло на себя обязательства, для выполнения которых оказалось необходимым выйти за пределы одной организации и предложить решения на национальном уровне. Таким образом, Московский метрополитен выступил инициатором создания ТК 150, в деятельности которого изъявили готовность участвовать более 50 организаций, среди которых все метрополитены России, научно-исследовательские институты, производители и поставщики.
При планировании программы деятельности ТК было определено более 80 объектов стандартизации, для работы над которыми в структуре ТК сформированы 9 подкомитетов: 7 – на базе ГУП «Московский метрополитен», 1 – в АО «Трансмашхолдинг», 1 – в ГУП «Петербургский метрополитен». Ведение секретариата ТК 150 обеспечивает отдел стандартизации Службы качества ГУП «Московский метрополитен».  Руководство ТК 150 осуществляет начальник Московского метрополитена В.Н. Козловский.
Повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение технической безопасности при перевозке пассажиров метрополитенами России возможно при согласованной и эффективной работе всех заинтересованных сторон.

По вопросу участия в деятельности ТК 150 можно обратиться в секретариат по телефону +7-926-250-07-50 или электронной почте tkm@mosmetro.ru.
Дополнительно Росстандартом были выпущены приказы:
Москва, 2023